№4 (11331)
Пятница, 12 января 2018 года

обзор
Fortuner потягается с собратом
Недавно представленный компанией Toyota внедорожник Fortuner прошел жесткую проверку на дорожные и внедорожные качества. В итоге мнение у тестеров сложилось однозначное: для города не очень–то и подходит, а вот для бездорожья, лесов и рыбалки это отличный вариант.

Большой, но тесноватый
    Fortuner — это полноценный внедорожник с рамной конструкцией, понижающей передачей, подключаемым полным приводом и блокировкой заднего дифференциала. Автомобиль построен на самой выносливой раме IMV от пикапа Hilux и делит с ним многие узлы. Но задняя подвеска здесь “легковая” пружинная. В модельном ряду марки Fortuner находится на ступень ниже Prado, хотя при первом взгляде на прайс–лист это не очевидно, так как базовый Prado дешевле. Собирается он в Таиланде, но хорошо адаптирован для рынка СНГ. Для этого, в частности, увеличен бачок омывателя, добавлены подогревы и другие мелочи.
    Салон здесь семиместный, но просторным его не назвать. Просто достаточный. Поэтому на роль экспедиционника Fortuner годится с оговорками. Третий ряд поднимается к стенкам багажника, а чтобы его демонтировать, понадобится инструмент и немного времени. На втором ряду хватает места ногам, но вот потолок низковат для людей ростом выше 180 сантиметров. С первым рядом тоже не все гладко, так как кресла не имеют регулировки поясничного подпора, а профиль спинки не самый удачный, поэтому при долгой езде может начать ныть спина.
    Зато посадка удобная, да еще и с регулировкой руля по вылету. Хороша обзорность и доступ ко всем органам управления. Вообще архитектура панели похожа на королловскую: все простенько, но приятно, в нужных местах присутствует кожа, а в целом материалы хоть и суровы, но соответствуют назначению автомобиля. В общем, салон выглядит износостойким и удобным для чистки.
    С функционалом порядок, ну разве что расстраивает отсутствие датчика дождя и полноценного подогрева лобового стекла (лишь зона щеток). Мультимедийная система тоже не слишком удачная, но это общая проблема современных “Тойот”. Забавно, но на 7 человек предусмотрено 12 подстаканников, а верхний бардачок охлаждаемый.

Вседорожник не для дорог
    На гладком асфальте Fortuner ведет себя как большинство рамных машин — немного подрагивает всем телом на мелких волнах, поворачивает с ленцой, но понятно. При экстремальных маневрах ничего криминального не демонстрирует, просто на нем лучше ездить спокойно. На удивление, невелики крены.
    А вот с ухудшением асфальта удовольствия от езды становится меньше. Рытвины, заплатки, грубые швы, гребенку и особенно острые ямы внедорожник Toyota ох как не любит. Тряска на разбитой дороге становится неприятной, а пробои нет–нет да случаются там, где их не ожидается. Да и руль ощутимо “зудит” на такой поверхности. Зато шумоизоляция хороша. На трассе не были навязчивы даже дополнительно ошипованные АТ–шные шины.
    Идеальное покрытие для “Форчунера” — это дорога через лес или поле. Вот здесь водитель почувствует, что купил универсальный автомобиль, которому все нипочем. Можно мчать быстро и не бояться рельефа. При отсутствии мелких острых неровностей подвеска работает практически как раллийная и радует как относительным комфортом, так и контактом с поверхностью. Главное — не поймать раскачку на крупных волнах, потому что тогда вертикальные перемещения кузова легко дойдут до дискомфортных масштабов.

Скользкий вопрос
    В полном приводе применена схема парт–тайм, когда передок подключается только для скользких покрытий. Многим дискомфортно ездить зимой с задним приводом, поэтому возникает вопрос, а что, если не выключать полный? Формально, если следовать инструкции, на сухом асфальте так делать не нужно. На практике об опасности для трансмиссии сначала предупредит датчик перегрева, но тестерам так и не удалось его разбудить, проехав ради эксперимента 50 километров по городу и сухой загородной трассе в режиме 4Н.
    Поэтому на зимней дороге можно смело использовать полноприводный режим, а в остальных случаях толкаться одной задней осью. Тем более что даже без стабилизации заднеприводный Fortuner понятен на снежном покрытии, а с ней так вообще кроток. А чтобы не было искушения играть с электроникой, стабилизацию можно отключать лишь стоя на месте. Впрочем, сложно спорить с тем, что более сложная дифференциальная трансмиссия Super Select у Mitsubishi Pajero Sport большинству водителей покажется более удобной и универсальной.

Приличная геометрия
    На бездорожье парт–тайм — это классика жанра. Любому, кто знаком с внедорожной ездой, она мила и приятна. Достаточно понимать, как пользоваться пониженной передачей, где пригодится блокировка заднего дифференциала и как работает электронная имитация блокировок. Плюсом такой схемы является ее простота и надежность. Управляется все это хозяйство одной “крутилкой” и парой клавиш. Понижающая передача в сочетании с системой помощи при спуске с горы позволяет спокойно ехать по действительно опасным скользким спускам и взбираться на суровые подъемы.
    У автомобиля приличная геометрия (честные 225 миллиметров клиренса, углы въезда/съезда 29 и 25 градусов), плоское днище с защитой в нужных местах и блокировка заднего дифференциала. Все это придает уверенности на колеях и рвах.
    При этом дизельный мотор прожорлив и не слишком тяговит на трассе, но на понижающей передаче его хватает на любые упражнения. Единственное нарекание в том, что при движении на пониженном ряде передачи — что автоматически, что вручную — меняются с паузами и рывками. Это может сыграть злую шутку в критической ситуации, когда автомобиль без тяги успеет укатиться на лишние полметра, отделяющие траекторию от засады.

Кто в конкурентах?
    Цены на Fortuner начинаются с отметки 44 тысячи долларов. Дороговато, но зато это сразу дизель, автомат и богатая комплектация. Заканчивается прайс на 48 тысячах. От базы “полный фарш” отличается кожаным салоном, электроприводами водительского кресла и багажника, системой бесключевого доступа и пуска двигателя, авторежимом всех стекол, ассистентом спуска с горы, 18–дюймовыми колесами и хромированными дверными ручками. В базе из интересного есть диодные фары, задняя камера, парктроники, круиз, мультимедийка с 7–дюймовым экраном, руль с деревянной вставкой, обогревом и кучей клавиш, подрулевые лепестки и охлаждаемый бардачок.
    Глядя на цены, возникает мысль, что Prado можно купить дешевле. И да, и нет. За минимальные 40 тысяч покупателю достанется машина с механикой и пластмассовым рулем. Prado с автоматом, в бедной комплектации и бензиновым мотором стоит уже дороже своего собрата, который изначально идет в более богатой комплектации. Ну а за автомобиль с дизельным мотором придется отдать те же 48 тысяч, но такой Prado имеет пятиместную конфигурацию и опять же оснащен хуже базового “Форчунера”. Поэтому Fortuner с Prado вполне соперники.
    Из сторонних моделей конкурент у автомобиля только один — Mitsubishi Pajero Sport. В нем более удобный постоянный полный привод и кое–какие преимущества в комплектациях. Например, имеется версия с механикой, где доступны датчики дождя и света, 2–зонный климат и круговая камера, а топовая акустика звучит лучше. При этом максимальная стоимость такая же, как у “Форчунера”. При заочном сравнении Pajero Sport проигрывает в эргономике салона и по настройкам подвески, ибо “Митсу” совсем уж дубовый.
    Но надо понимать, что Fortuner не городской житель. Сложно представить, зачем иметь такой автомобиль в мегаполисе. Для гладких дорог он избыточен, в повседневной жизни недостаточно комфортен, внутри теснее, чем ожидается. Эта машина любит пожестче. Стройка, рыбалка, охота, дача, путешествия по лесам и полям — вот ее стихия.

Леонтий ИВАНОВ.
Фото из Интернета.