№144 (11317)
Среда, 6 декабря 2017 года

за рулем
Зимнее обострение
Снежные осадки, начавшиеся еще на выходных, спровоцировали не только образование гололеда на дорогах, но и возникновение заторов. Точнее, причина не в самих осадках, а в их непонятном влиянии на поведение большинства шоферов, которые во время дождя или снега начинают вести себя неадекватно. Вкупе с низким уровнем культуры это и приводит к пробкам.
    Этот странный феномен впервые обозначился примерно в начале 2000–х годов, когда в стране появилось большое количество личного транспорта, а качество обучения в автошколах резко снизилось. И с каждым годом его влияние на создание аварийных ситуаций на городских дорогах неизменно растет. Все потому, что слишком много стало тех, кто машину и права купил, а реальные навыки — нет.
    Даже при обычном осеннем дожде, не предвещающем каких–то катастрофических последствий, такие люди, а их сейчас не меньше половины от общего числа водителей, начинают вести себя просто ужасно — пытаются во что бы то ни стало проехать перекресток, хотя уже горит желтый или даже красный свет, перестраиваются из ряда в ряд, чтобы объехать пробку, создавая помехи всем окружающим, массово лезут на встречную полосу, сигналят, матерятся, размахивают руками, иногда даже лезут в драку.
    Правда, девяносто девять из ста таких телодвижений не приносят им желаемого результата, пробку объехать не получается. Зато усложнить ее — очень даже. Например, вылез на занятый перекресток на желтый свет, хотя это запрещено, и не успел его проехать. Как результат, перпендикулярный поток упирается в такого умника и тоже не может сдвинуться. В общем, возникает, как говорят в народе, бараний затор. Почему бараний? Потому что спровоцировали его, сами понимаете, кто.
    Но когда подобное происходит в дождь, это еще полбеды. Куда хуже ситуация во время снегопадов. Дорога становится скользкой, резко повышается вероятность сноса или заноса, торможение оказывается уже не таким эффективным, как на сухом асфальте, так же, как и старт с места. Поэтому пробки растягиваются на еще большую длину, а избежать столкновения с неадекватами, которые решили проскочить на красный или резко перестроиться из ряда в ряд, еще сложнее.
    Именно такая картина и наблюдается на бишкекских дорогах последние дни. Многие автолюбители, особенно водители микроавтобусов и машин такси, продолжают носиться так, как будто на улице +25 и сухой асфальт. При этом половина еще не удосужилась поменять летнюю резину на зимнюю. Спеша больше остальных, они маневрируют из ряда в ряд с периодическими выездами на встречную полосу. Остальные участники дорожного движения с трудом уклоняются от столкновения с ними.
    Свою лепту вносят и “правильно” отрегулированные светофоры. На половине из них и в сухое–то время за один зеленый сигнал успевает покинуть перекресток не более пяти–шести машин. В гололед же — максимум две. Естественно, такие пересечения улиц становятся эпицентрами заторов. И проблема их проезда усугубляется как раз теми неадекватами, которые пытаются проехать их уже даже на красный свет, мешая встречному потоку, выполняющему левый поворот.
    Примечательно, что доблестные сотрудники автоинспекции, которым совсем недавно поручили навести порядок на улицах страны, за регулировкой сложных перекрестков не замечены. Быть может, у них есть какие–то более важные дела. Да и водителей, создающих аварийные ситуации, никто почему–то не наказывает, что стало для них своеобразным стимулом и дальше создавать бараньи заторы.
    Поэтому остается лишь ждать, пока часть неопытных шоферов отправят машины в спячку, а сами пересядут на общественный транспорт. Тогда ситуация на дорогах заметно улучшится. А пока совет законопослушным водителям — не лезьте на рожон: на дорогах сезонное обострение.

Сергей ШВЕЦ.