Пятница, 19 мая 2017 года. №58 (11231) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Юбилярий

Парламентское обозрение
Будем выбирать 15 октября?
Если надо, уколюсь. Но...
Открытие Америки юными гениями
Пятилетка запрета
Политрасклад
В поисках фаворита
Резонанс
«Реванш» Отунбаевой,
Шерсть животных на правительственных диванах,
Расследование "ВБ"
Кто сегодня рулит имуществом клана Бакиевых на Иссык–Куле?
Подробности
Первая медаль — Анне Кутановой
По улице Колпаковского
Дружба штангистов крепче металла
Клинический диагноз
Доктора вызывали?
Особый случай
Пациент с сюрпризом
слово об ученике...
...о друге — коллеге
...и об учителе
Эра милосердия
Вместе и в горе, и в радости
В ожидании жизни
Айназик идет на поправку
Нины Гордеевой больше нет
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Громкое дело
Падение Вертолета на грешную землю
Гони 15 тысяч или...
Гастарбайтер
Тюремные истории
Рабы не мы
Гонг
Шесть раундов сестер Шевченко
Отдыйхай
куда пойти
Авто
Снова про масло
15–этажный автосалон
10 лет и больше
Городской кроссовер от Volvo
Самый быстрый 911–й
Юбилярий
Первый из первых
Калейдоскоп
Цветок счастья остался неотомщенным
Искусство куклы
Мигрант Мирланбек и медведица Маша

Метеосводка по Бишкеку
 на 08.12.2017
атмос. давление 691 мм
относит. влажность 59 проц.
радиационный фон 09.12.2017 мкР/час

 на 8.20
восход 17.27 заход заход -5...-7
ночью +5...+9 днем 2

Учетный курс валют
 на 08.12.2017
69,70
82,05
1,174
0,2029
10,45

 Средневзвешенный курс сома
на
объем торгов


Первый из первых
20 мая исполнилось бы 110 лет народному артисту Киргизской ССР, лауреату Госпремии имени Токтогула, актеру, режиссеру, драматургу, педагогу Аманкулу Куттубаеву.
    Изучая жизнь этого необыкновенного человека, нельзя не поймать себя на мысли: “А какой из всего этого мог бы получиться замечательный биографический фильм!”. Действительно, Аманкул Куттубаев — просто находка для кинодраматургов. По одним лишь ключевым событиям его биографии можно изучать историю становления театрального искусства Кыргызстана.
    В четыре года Аманкул потерял мать. Когда ему исполнилось девять, умер отец. Но в непростом 1916–м мальчишка не потерялся. Он знал грамоту, писал арабской вязью. В 17 лет, окончив курсы, уже работал учителем в селе Джыламыш.
    Одним из первых спектаклей студии стал “Молла Насреддин” (“Молдо Насреддин”), где Аманкул Куттубаев играл главную роль. На премьеру пришло множество представителей духовенства, верующих. Когда молодой артист в гриме вышел на сцену, зал дружно встал и поклонился ему в пояс. Зрители и предположить не могли, что спектакль будет высмеивать их пороки. Разобравшись же что к чему, дружно уходили из зала. А когда студийцы стали разъезжать по регионам республики, знающие люди предупреждали народ: “Не ходите на это представление! Они молдо высмеивают!”.
    Куттубаев сыграл еще несколько заметных ролей в спектаклях “Кайгылуу–Какей”, “Не было ни гроша, да вдруг алтын”. Он сам ставил спектакли, и сам же выходил на сцену, вместе с другими авторами писал пьесы. В 1930–м студию переименовывают в Киргизский государственный театр. В 1932–м Куттубаев становится его худруком и занимается поиском талантливой молодежи по всей республике. В этом же году он впервые попал в Москву — поехал учиться на режиссерские курсы. Однако полученных знаний, как ему казалось, было недостаточно, и в 1935–м Куттубаев становится студентом Московского государственного института театрального искусства имени Луначарского (ныне ГИТИС).
    В 1936–м фрунзенский театр преобразовывается в музыкально–драматический. А в 1939–м здесь состоялась премьера первой кыргызской оперы Абдыласа Малдыбаева, Владимира Власова и Владимира Фере “Айчурек” в постановке Аманкула Куттубаева. Молодого режиссера даже отозвали с учебы специально для этой работы. Спектакль оценили. Режиссеру — студенту четвертого курса — было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР, а “Айчурек” засчитали в качестве дипломного спектакля. Летом на заключительном вечере Первой декады киргизского искусства в Москве Куттубаева наградили за “Айчурек” еще и орденом Трудового Красного Знамени.
    Дочь Куттубаева стала экономистом и преподавателем. В свои 74 еще занимается со студентами. Отец хотел, чтобы Зийнат поступала в ГИТИС, но мать — в прошлом актриса Рахима Айдаралиева — категорически заявила: “Только через мой труп!”. Зийнат родилась в 1943–м. Ее родители тогда уже вернулись из Москвы и все свое время отдавали театру. Девочка росла за кулисами. Когда пришла пора идти ребенку в школу, мать оставила сцену. Аманкул Куттубаев в то время был уже директором театра оперы и балета и сутками пропадал на работе. В 1958 году на Второй декаде киргизского искусства в Москве за постановку оперы “Токтогул” его награждают орденом Ленина.
    — В последние годы он очень сильно болел, — вспоминает Зийнат Аманкуловна. — Жаловался на бессонницу, высокое давление. Все–таки работа нервная, а человеком он был ответственным. Домой уходил только, когда закрывался занавес по окончании спектакля. В те годы представления начинались в семь часов вечера, а заканчивались не раньше одиннадцати. Люди шли в театр, как в храм. Особенно когда в 1955 году построили новое красивое здание. Надевали лучшие наряды, долго гуляли в фойе. Развлечений тогда было мало, всех известных личностей горожане знали в лицо. Был забавный случай. Как–то отец шел с работы и по дороге потерял галошу. Потом заметил, что за ним идет какой–то парень и будто хочет что–то сказать, но стесняется. Отец зашел домой, а наутро перед дверью обнаружил потерю! Парень подобрал калошу, но отдать так и не решился.
    В 1964 году Аманкул Куттубаев ушел на пенсию. Актеры театра скинулись тогда и купили ему в подарок телевизор. Выяснилось, что у их скромного руководителя его не было.
    Куттубаев ушел из жизни в 1984–м после второго инсульта. Зийнат Куттубаева долго обивала пороги кабинетов, чтобы одну из улиц столицы назвали в честь ее легендарного отца. А вот памятника Аманкулу Куттубаеву в Бишкеке нет и, наверное, не появится. После многих писем и обращений вопрос вроде бы решился положительно, но финансировать это дело предложили самой Зийнат Аманкуловне, а у дочери режиссера таких денег нет. К слову, никаких торжеств по случаю юбилея Аманкула Куттубаева также, увы, не планируется.

Таинственный экзамен
    Осенью 1926–го молодой учитель приехал во Фрунзе за канцтоварами для школы. В газете “Эркин–Тоо” он увидел объявление о наборе в первую национальную музыкально–драматическую студию. Не понимая до конца, что это такое, Аманкул тем не менее пошел на прослушивание. Таких, как он, парней и девчат, ничего не знавших о театре, пришло 64 человека. Молодежь жаждала учиться, а где и чему — не важно. Много позднее Куттубаев рассказывал родным, что это было за испытание.
    Узнав, что молодой человек — сельский учитель, члены приемной комиссии предложили: “Так, может, вы у нас преподавать будете?”. “Я вообще–то учиться хочу!” — пожал плечами Аманкул. “Ну ладно, — продолжали экзаменаторы. — А как овец пасут, знаешь? Пастуха изобразить сможешь?”. Ничего не понимая, будущий студиец изобразил пастуха, благо опыт подобный у него был — оставшись сиротой, ему надо было как–то выживать, вот и подрабатывал подпаском. “Хорошо! А петь умеешь? Какие песни знаешь?” — продолжали расспрашивать педагоги. “Что за экзамен такой? — думал молодой учитель. — Обычно диктант дают написать или сочинение, задачки решать. А тут: спой–спляши! Куда я поступаю?!”.
    В итоге комиссия отобрала шестнадцать ребят и четырех девушек. Руководителю студии Николаю Еленину, педагогу и оперному певцу, получившему образование в Италии, Аманкул Куттубаев особо приглянулся, и практически сразу он сделал его своим ассистентом.

Трагедия на съемках
    Родные Аманкула Куттубаева с гордостью говорят о нем как о первом кыргызском учителе, актере, режиссере, драматурге, худруке театра. Конечно, есть здесь доля преувеличения, но и преуменьшать вклад этого человека в становление и развитие отечественного искусства тоже не стоит. А ведь Куттубаев мог стать также одним из первых отечественных киноактеров.
    — В 1944 году группа киностудии “Мосфильм” должна была снимать здесь первый кыргызский полнометражный художественный фильм “Семетей — сын Манаса”, — рассказывает дочь Аманкула Куттубаева Зийнат Куттубаева. — Отец должен был играть Семетея, а Джоомарт Боконбаев — Манаса. Съемки планировались на южном берегу Иссык–Куля. Дорога была плохая, а ехали они в открытом кузове грузовика. Практически уже подъезжали к месту, когда Боконбаев попросил отца поменяться местами. Машина внезапно перевернулась, и отец, и Боконбаев вылетели из кузова. Отец отделался царапинами, а Боконбаев разбился насмерть.
    Съемки завершились, даже не начавшись.
Анастасия КАРЕЛИНА.
Фото из архива Зийнат КУТТУБАЕВОЙ.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
Регистрация
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2017 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”
По любым вопросам пишите на: webmaster@vb.kg
По вопросам регистрации пишите на: subscriber@vb.kg