Пятница, 13 мая 2016 года. №57 (11074) 
   
Поиск по сайту  
 Сегодня в номере:  Право слова

Звезды содружества
Такая музыка звучит в его душе
Право слова
Уроки восстания 1916 года и современность
Россия и мы
Кыргызский мигрант в эпоху перемен
Особый случай
В пропасть головой
Вокруг Франшизы
Не с нуля, однако
Без ретуши
Эрнис АЛЫБАЕВ: Хирургия — это не удел одиночек, а команда
Эра милосердия
Луч надежды — «солнечному» ребенку
Сердечко, которое стучит вопреки
У надежды не бывает границ
Точки сбора интернет–форума Diesel.elcat.kg:
Конфликт
Разборки в «Прибористе»
На своей шкуре
Люди подземелья
Проет 50+
Все плюсы зрелого возраста
Надежда умирает последней
Олимпийские тайны
Галопом из Рима в Токио, а далее — в Москву
Громкое дело
Из пострадавших в обвиняемые
«Артист» с топором
Профестивалили
Шашлык с душoй
Отдыхай
куда пойти

Метеосводка по Бишкеку
 на 17.11.2017
атмос. давление 701 мм
относит. влажность 37 проц.
радиационный фон 18.11.2017 мкР/час

 на 7.56
восход 17.36 заход заход -2...-4
ночью +8...+10 днем 2

Учетный курс валют
 на 17.11.2017
69,64
81,81
1,157
0,2039
10,32

 Средневзвешенный курс сома
на
объем торгов


Уроки восстания 1916 года и современность
Писать о возможных вариантах будущего развития общества, а также об уроках тех или иных исторических событий — дело неблагодарное и сложное, потому что от автора требуется всестороннее знание событий, притом в контексте того времени, причин и последствий этих событий. А чтобы извлечь уроки из тех давних событий, требуется анализ современного состояния общества. И в ряду таких проблем особое место занимают события столетней давности, осевшие в генах и в психологии потомков под названием «Уркун».
    Близость этой проблемы лично для меня в том, что это не просто дата в истории кыргызов, а память моих предков, переживших восстание 1916 года в самом его пекле — в Иссык–Кульской котловине. Их рассказы, рассказы родителей — их боль, переживания — и поныне живут во мне. Может быть, поэтому я настойчиво и кропотливо изучала эту историю еще в далекие 80–е годы. Эта тема в те времена была интересна лишь малому кругу исследователей. Видимо, ждала своего часа. И он настал.
    Исследования восстания 1916 года приобрели спустя ровно 100 лет, в этом юбилейном году, весьма широкие масштабы: это и издание архивных документов, и проведение научно–практических конференций как в республике, так и за ее пределами.
    Особо отметим международную научно–практическую конференцию “Цивилизационно–культурные аспекты взаимоотношений России и народов Центральной Азии в начале ХХ столетия (к 100–летию восстания в Туркестане 1916 году)” в Московском государственном университете.
    Последовали посвященные этой теме конференции в Нацакадемии наук, КНУ, БГУ. В КРСУ прошла международная конференция “Среднеазиатское (Туркестанское) восстание 1916 года. История в документах”. В течение года еще планируются ряд мероприятий, круглых столов, конференций. Большое количество публикаций на эту тему появилось в CМИ.
    Все это свидетельствует о небывалом доселе интересе к этой трагической странице истории народов Средней Азии, Кавказа, азиатско–сибирской части бывшей Российской империи и особенно Кыргызстана.
    В этом нарастающем потоке исследований, заявлений и выступлений наряду с искренним желанием понять, принять и извлечь уроки есть и некое стремление к ревизии истории, к выставлению счетов или претензий. При знакомстве с различными взглядами и трактовками восстания 1916 года у любого исследователя возникают вопросы: для чего, кому это выгодно, что это даст для развития народа? Да, знание истории своего народа — это обязанность каждого гражданина. А что дальше? Какие уроки нам нужно извлечь из того, что произошло, в сегодняшних реалиях?
    Начнем с того, что исследование этой трагедии — большая ответственность современного исследователя за объективную оценку хода и результатов восстания. История объективная, честная должна быть схожей с добротной мозаичной картиной, воздействующей на сердца и умы.
    Особая ответственность лежит на источниковом обеспечении. Если из большого массива архивных материалов исследователь станет брать только ангажированные или соответствующие его субъективному мнению материалы, то картина будет с черными провалами, многими отсутствующими фрагментами мозаики. Честный историк, преданный научной истине, в этом большом массиве материалов, особенно архивных и мемуарных, следуя постоянному поиску и перепроверке, сопоставлению и анализу событий из разных источников, старается быть беспристрастным.
    Пример — весьма добротный сборник, вышедший в 1937 году в Государственном социально–экономическом издательстве, “Восстание 1916 года в Киргизстане”, собранный Л.В.Лесной под редакцией и с предисловием Турара Рыскулова. Данный сборник был издан к двадцатилетию восстания. Однако при всех его положительных качествах (введение в научный оборот значительной части документов из различных архивов, газет, воспоминаний) в нем все же очевиден сугубо классовый подход к трагическим событиям.
    Сегодня же, отрекаясь полностью от классового подхода, некоторые историки перешли к апологетике царского режима, к созданию положительного имиджа персонажей, виновников тех кровавых событий. Как нам представляется, чтобы понять истоки, причины, последствия восстания 1916 года, необходимо рассматривать его в контексте всей истории Кыргызстана в ХIХ и начале ХХ века, а также в контексте всей истории Российской империи того времени. Нарастание и усиление колониальной политики империи; фатальный кризис власти; обнищание народных масс; бездарная переселенческая политика царизма; коррупция и неумение управлять страной; катастрофические ошибки в кадровой политике, на которую влияли неадекватные личности; нарастание революционной ситуации; поражения в войнах...
    Итак, если сегодня рассматривать уроки 1916 года в широком социально–политическом аспекте, то, самое главное, надо, как зеницу ока, беречь независимость и национальную безопасность страны, свою Землю. Ценить и беречь то, что нам далось, на первый взгляд, легко, но на самом деле — ценой крови и слез сотни тысяч наших предков.
    Эту ответственность должны осознавать все граждане государства. Особенно те, кто взял в руки управление страной. Осознавать, что надо прилагать все усилия, труд и энергию, чтобы стать действительно независимой страной.
    Есть примеры, когда за несколько десятков лет страна победила бедность и вошла в число передовых государств мира — например Южная Корея. Она пережила ужасы братоубийственной войны середины ХХ века и поныне живет в постоянной опасности рядом с единородным соседом. Так вот, в 60–х годах ХХ века в Южной Корее валовой национальный доход на одного человека составлял лишь 70 долларов, а на сегодняшний день — 30 тысяч долларов!
    Началось у них с весьма простого — с “Движения за новую деревню”. Тогда жители каждой деревни стали сообща заниматься ремонтом дорог, каналов; наводить чистоту в домах и на улицах; взялись за освещение улиц, совместно обсуждали проблемы села; совместно искали пути решения; находили спонсоров, занимались самофинансированием. Каждое село старалось стать образцовым. Национальная идея — стать лучше, чище, богаче, честно трудиться, реально брать на себя ответственность за место своего проживания, любить свою Родину — дала свои результаты. Не надуманные стратегии, концепции, программы, непонятные для большинства народа, а простая идея — начни с себя: почисти дом, двор, улицу, арык, а потом свое село, трудись, воспитывай детей в честности и труде, в уважении к своей земле, родителям, соседям.
    Урок в том же аспекте: по данным Нацстаткома, численность нашего населения составила более 6 миллионов человек. Но вдумайтесь: с таким количеством населения мы имеем то, что не всеми гражданами ценится, — свою государственность.
    Посмотрите на карту мира и проблемы ряда народов, которым не выпало счастья иметь свою государственность. Курды — один из древнейших народов мира численностью в 30 миллионов человек (из которых 75 процентов составляют сунниты), — влачат жалкое существование, не имея своей государственности.
    Идея сохранения независимости, государственности, ее экономический, социально–духовный расцвет должны, как молитва, повторяться, реализовываться всеми гражданами страны и особенно руководством страны.
    Худой мир лучше доброй ссоры — это тоже урок 1916 года.
    Почему таласские и кетмень–тюбинские киргизы в то время остались живы и не надломлены психологически? Потому что местная аристократия, управители родов совместно с русской администрацией объяснили людям, что такое тыловые работы, что будут соблюдаться обычаи и вероисповедование призывников, что им будут выплачены деньги, они будут обеспечены питанием. Вопросы отправки на тыловые работы были решены относительно мирно. Так, из Таласской волости было отправлено около тысячи рабочих, каждый получил по 100 рублей и одежду. Они вернулись домой буквально через несколько месяцев, после Февральской революции. И эта часть кыргызского народа осталась живой, на своей территории.
    В то же время больше всех пострадали жители Чуйской долины и Иссык–Кульской котловины, где восстание против отправки на тыловые работы (хотя причины более глубокие) приобрело ожесточенный характер, было нещадно подавлено. Психологический надлом чуйцев и иссыккульцев проявляется и поныне в неверии власти, надежде только на себя, на свой труд и свои знания. Не случайно первые учителя и научные работники страны — выходцы из этих регионов. События 2005 и 2010 годов в республике показали, что в глубине людского сознания лежит недоверие к государственной машине, неверие в ее объективность.
    Продолжая перечень извлеченных уроков, остановлюсь еще на таком: любую, даже самую трудную проблему надо стремиться решать путем переговоров, компромиссов, учета ближних и будущих перспектив судьбы народа.
    Дипломатия и мудрость, диалог и убеждение, терпение и глубокое знание истории, предмета проблемы — вот что важно.
    Многовекторность не в том, чтобы крутиться как флюгер, а в том, чтобы делать всех своих соседей, ближних и дальних, если не друзьями, то добрыми путниками на этой сложной и трудной дороге ХХI века.
    К решению сложных проблем следует привлекать настоящих профессионалов, не навешивая им ярлыки бывших и настоящих, независимо от их принадлежности к различным регионам, нациям и партиям. Не стоит делать ставку на конъюнктуру, на выдвиженцев, которые в большинстве своем оказались дилетантами.
    Следующий урок столетней давности для такой компактной страны, как наша: также очень важно учитывать будущее развитие, национальную безопасность в этом усложняющемся мире, чтобы не стать пешкой в большой геополитической игре крупных держав.
    У руководства и руководимых должны быть глубокая вера и решительные действия, направленные на то, чтобы поднять, развить свою страну. Что это можно осуществить только через неутомимый честный труд, сотрудничество, патриотизм каждого гражданина; веру и надежду в природный, экономический и людской потенциал страны. Всем надо понимать, что иждивенчество, протянутая рука и озабоченный поиск грантов и спонсоров — это не только унижение, но и предательство памяти предков.
    Особый урок — воспитание молодежи и детей в духе патриотизма и верности Родине. К сожалению, социологические исследования последних лет дают нам печальную картину: у большинства молодежи не сильно развиты чувство любви к Родине, патриотизма. Так, по данным Министерства образования и науки, из опрошенной молодежи лишь 8 процентов в системе своих ценностей отметили патриотизм, любовь к Родине.
    Еще один из уроков восстания 1916 года в том, что ни в Государственной думе, ни в одном из министерств и ведомств Российской империи не было ни одного представителя кыргызов. Таким образом, не было никакой возможности участвовать в обсуждении политики и влиять на ее реализацию.
    За нас принимали решения лица, не знающие ни специфики Кавказа и Азии, сибирской части России, ни ментальности, ни социально–экономических отношений на местах. Это ставленник Распутина, очень слабый и серый председатель совета министров Штюрмер, известный своими коррупционными делами и пораженческим настроем. Это военный министр Шувалов, простак, интендант, как его называли тогда, “военный эконом”, совершенно случайно оказавшийся на этом посту.
    Именно эти деятели, не считаясь с законами Российской империи, не получив разрешения Государственной думы, подготовили печально знаменитый указ о призыве “туземцев” на тыловые работы, подписанный царем, оставшимся в истории как Николай Кровавый.
    Так вот, урок для нас здесь заключается в том, что мы должны всегда быть задействованными в процессах принятия любых решений на разных международных уровнях, когда речь идет о нашей стране. Если бы с самого начала мы решительно вошли в Таможенный cоюз, а затем активно участвовали в принятии решений по ЕАЭС, то не было столь больших трудностей по приведению местных реалий к требованиям ЕАЭС. Мы, исходя из своих интересов, участвовали бы в консенсусном принятии решений. А теперь нам предстоит долго догонять разогнавшийся поезд и адаптироваться к массе правил и норм.

***

    Настоящим свидетельством того, что мы принимаем и учитываем уроки 1916 года, склоняем головы перед памятью невинно убитых и пострадавших в этих трагических событиях, было бы почтительное и уважительное отношение к приближающейся дате столетия Великой Октябрьской революции.
    Приведу лишь слова Чингиза Айтматова: “Я благодарен Советской власти хотя бы за то, что она спасла мой народ от физического истребления”.
    Представляется закономерным и правильным принятие руководством страны уже в этом году указа о достойном проведении столетия Октябрьской социалистической революции в 2017 году.
Ишенкуль БОЛДЖУРОВА, доктор педагогических наук, профессор.
Фото Владимира ПИРОГОВА.

Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
Регистрация
О нас
Контакты
Обратная связь
Гороскоп
Реклама

Архив ВБ
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Реклама
Рейтинг
Реклама
Designed by: Axenov Vyacheslav
Programmed by: Voevodin Ilya
© 1974-2017 ЗАО "Издательский дом “Вечерний Бишкек”
По любым вопросам пишите на: webmaster@vb.kg
По вопросам регистрации пишите на: subscriber@vb.kg