№88 (10646)
Вторник, 30 июля 2013 года

уличный спектакль
Сцена в котловане
В минувшие выходные котлован около магазина “Комфорт”, что у пересечения улиц Московской и Ибраимова, стал импровизированной сценой для актеров. Там прошел уличный спектакль.
    Раньше на этом месте планировали построить стоянку для автомобилей, наметили стройку, вырыли котлован, на этом дело и остановилось. Котлован обнесли забором, и с тех пор он так и остался.
    Ребята из творческой группы 705 признаются, что не так давно проходили мимо этого места и сразу решили, что для уличного спектакля подошел бы как раз этот котлован. Нашли хозяина места, и он сразу дал добро на проведение мероприятия.
    В намеченный день подхожу к котловану, заглядываю через заборные щели, чтобы не пропустить нужное место, на заборе красуются плакаты с указанием времени и места сбора, но прохожие, спешащие по своим делам, не замечают их. У распахнутых ворот встречают боорсоками. Необычность места сразу дает понять, что и сам спектакль, и его подача будут не такими, к каким привыкли театралы.
    Зрители собрались вокруг котлована, в котором уже стоял актер Марат Райымкулов, игравший барабанщика. Некоторое время он просто бил по барабану, потом начал говорить: “Уважаемая публика... впрочем, просто публика! Спасибо, что в это тяжелое время ты посетила нас. Я по барабану бью — изливаю душу свою! Ах время! Время! Время! Время бежит неминуемо, оно стучит: “Тук–тук!”. Напоминает нам, что каждому приходит конец”.
    Зрители с интересом смотрели вниз и прислушивались к словам актера.
    — Сегодня мы собрались проститься с тобой, с самым уважаемым для нас всех! Эй, ты! Самый уважаемый! Оглянись и посмотри, сколько людей пришло проститься с тобой! Проводить тебя в последний путь! У каждого свое время, и к каждому оно придет. Вот оно пришло и к тебе, к уважаемому для нас всех!.. Твое сердце перестало биться, твой дух покинул этот бренный мир... — продолжал актер.
    И вдруг с другой стороны площадки послышался звук колокольчика и показалась процессия, которая несла дерево. Старое, погибшее, высохшее дерево. Когда–то оно цвело и укрывало под тенью своей листвы усталых путников. Но оно состарилось и высохло, от него остались только ствол и голые ветви. Его обернули черным траурным полотном и несли на плечах, провожая в последний путь. Люди спустились в котлован, положили дерево на землю и начали засыпать его сверху, проводя обряд похорон.
    Вдруг из толпы вырвалась женщина с всклокоченными волосами, которую играла Рима Иманкулова, причитая, что умершее дерево занимает кусок земли в этом котловане, мол, она же участвовала в захвате земли в 2005 году, а ее выгнали — сказали незаконно. “А этого хороните в таком котловане!”. Но ее никто не слушал, дерево продолжали закапывать, а вещатель — Артемий Слонь — монотонно зачитывал его резюме. И затем все так же тихо и спокойно покинули котлован. В тишине звенел колокольчик, а за спинами удаляющихся актеров раздались аплодисменты зрителей.
    Жители многоэтажки “Комфорт” высунулись в окна, с любопытством смотря вниз, где происходило действо.
    Уже после актеры рассказали, что готовились к спектаклю месяц. Высохшее дерево, специально найденное для спектакля у своих родственников, которые разрешили его забрать, некоторое время ждало своего дебюта в районе Пишпека, и в день спектакля ребята принесли главного “актера” на место действия, говорят, что хотели ощутить всю тяжесть этого спектакля в полной мере. После представления они думали забрать его, но потом решили, что этот спектакль ставился именно для этого места и даже представить трудно, где еще можно было бы сыграть. Дерево решено было оставить в котловане.
    — Уличные спектакли мы ставили еще в 2005 году, но в последние пару лет этим не занимались, хотя все равно было желание устроить такой перфоманс. Когда увидели этот котлован, сразу поняли, что хотим поставить спектакль именно здесь. Сразу стало понятно, что в спектакле должно быть сухое дерево, которое нужно закопать, — сказал актер Марат Райымкулов. — Мы хотели поднять те вопросы, которые нас тревожат, например, как распределяются земли, природные ресурсы, поэтому в песне поется о еде, воде, об образовании. Хотели поговорить об обществе.

Айжан МАМБЕТАЛИЕВА.
Фото автора.