№138 (10294)
Понедельник, 22 августа 2011 года

КАДРиль
Лидер «А», не будь «Б»
Как–то прочитала, что “наше общество подобно муравейнику, где каждый обитатель имеет свои четко обозначенные функции, знает свою роль и проживает жизнь в соответствии со своим предназначением”. Действительно, каждый человек в силу природного таланта, полученного образования, накопленного опыта и навыков, напористости и удачи занимает место, предназначенное ему судьбой, негласной иерархией.
    И так продолжается до тех пор, пока не появляется некий “инакомыслящий человек”, получивший модное образование и считающий, что он особенный. И чем более человек развит, тем более оторванным от общества он становится. Возникает целая прослойка таких людей: образованная элита, которая живет совершенно иными ценностями и мыслит по–другому. Таким людям для реализации своих целей необходима власть как способ реализации потенциала, применения на практике опыта и знаний. Но среди такой образованной элиты, которая хочет руководить людьми, выделяются два типа: назовем их лидерами “А” и “Б”.
    Лидер “А” чувствует свою обязанность перед народом, труд которого позволяет ему заниматься своей интеллектуальной работой, осознает необходимость использовать добытые им знания на пользу общества. Он испытывает чувство долга перед ним. Лидер “Б” выбирает право самоутвердиться, пользуясь простотой народа, начинает манипулировать им, доказывая собственную правоту и интеллектуальное величие путем успешной реализации своих идей. К сожалению, извращенная природа стремления к власти постигается обществом очень поздно. Но представители данного типажа руководителей превалируют в политической элите Кыргызстана.
    Как же можно определить: кто из наших лидеров к какой категории относится? Думаю, нет истинной формулы, которая могла бы нам помочь, если только не учесть харизму — способность человека убеждать и вести за собой. Народ чувствует такого лидера. Харизматический лидер — тот, кто сам выходит из народа, остается с ним, органически включен в его жизнь, имеет общий менталитет, и самое главное — он не отворачивается от него. У такого человека и стремление к власти будет органическим, ведь у него есть уверенность в том, что он знает, чего от него ждут граждане. Имея особое образование, мышление, умея видеть законы жизни общества со стороны, он считает себя способным предложить свой путь, свой рецепт счастья для общества.
    В то время для лидера “Б” власть — это головокружительный опыт. У него во власти ярко проявляется собственное “я”, самолюбование, наслаждение подчинением толпы, упоение своей безграничной властью и возможностями, которые она дает. Эти чувства могут быть так глубоко запрятаны в его душе, что совершенно не осознаются им. В конечном счете, весь этот комплекс проблем упирается в то, что лидер “Б” по своей сути индивидуалист, и его “я” противопоставлено обществу. А лидер “А” ощущает себя частью народа, таким же винтиком, но оказавшимся наверху.
    В преддверии президентских выборов хочется задаться вопросом: а знаем ли мы, какой нам лидер нужен, чтобы завтра мы стали развиваться и обеспечивать себя сами, а не ходить с протянутой рукой по богатым соседям? Чтобы выбрать, нужно сначала проанализировать: кто рядом с нами, а кто далек от чаяний и забот населения. Нам нужно понять, кто из кандидатов на высший пост в государстве чувствует наши проблемы как свои, кто предлагает конкретные и реальные пути развития экономики Кыргызстана? Кто говорит “мы” а не “я”, кто вышел из народа и не покупает за деньги наши голоса? Кто смотрит смело в глаза без притворства и фальши?

Элиза НИШАНБАЕВА,
эксперт по управлению человеческими ресурсами.