№186 (8613)
Вторник, 5 октября 2004 года


Однажды, двадцать лет спустя
Два десятилетия назад, в эти самые дни, артисты труппы Кыргызского академического театра оперы и балета блистали на сцене Государственного академического Большого театра.
    Наших соотечественников в 1984 году в Москве уже знали. К тому времени прошли три декады кыргызского искусства, артисты приезжали в Первопрестольную на всевозможные концерты, выступали перед участниками всесоюзных съездов и конференций, проходили стажировку. Но такой большой делегацией, с обширной интереснейшей программой, в столицу Советского Союза они отправились действительно впервые.
    В течение двадцати трех дней взыскательной московской публике было показано несколько опер и балетов. Представления давали каждый день, и некоторые шедевры зрителям удалось лицезреть дважды. Очень тепло были приняты оперы “Иоланта”, “Дон Карлос”, “Михаил Фрунзе”. Бесподобный бас Булата Минжилкиева очаровал и просто обезоружил всех критиков.
    Кыргызский балет также никого не оставил равнодушным. Наших артистов даже пригласили в ЦК КПСС к заведующему отделом культуры легендарному Василию Шауро. По рассказам участников тех событий, беседа была очень теплой. Чиновник интересовался мнением кыргызстанцев относительно дальнейшего развития классического искусства. В то время рассматривался вопрос о создании современной оперы. “Вот балет оказался прогрессивнее, современные балеты есть, а оперы у нас только классические”, — сетовал высокопоставленный госчиновник. Это тот самый Шауро, который называл “Кубанских казаков” не “лакировкой” действительности, а “прозрением” большого мастера, который, по сути, “задушил” журнал “Новый мир”...
    Наши артисты побывали в редакции журнала “Советский балет”. О них рассказывали “Советская музыка”, “Театральная жизнь”, “Музыкальная жизнь”, “Известия”, “Правда”. Рецензии на спектакли были восторженными, и писались они не просто журналистами или поклонниками этого вида искусства, а критиками, посвятившими балету всю жизнь. Чолпонбека Базарбаева и Айсулу Токомбаеву называли великими танцовщиками. А самих наших артистов перед отъездом в Москву терзали сомнения. Да, они уже выступали на сцене Большого, но как выходить на нее с таким обширным, разнообразным репертуаром после Майи Плисецкой, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева, Натальи Бессмертновой, Михаила Лавровского?.. Однако нам было что показать. Гастроли начались балетом Михаила Раухвергера “Чолпон”, затем давали “Материнское поле”, “Лебединое озеро”, “Макбет”, “Жизель”, “Шопениану”, “Томирис”.
    — Для меня те гастроли стали своеобразным подведением итогов творческой жизни за 18 лет, — вспоминает народная артистка СССР Айсулу Токомбаева. — Я станцевала весь свой репертуар: Одетту, Чолпон, Толгонай, Жизель, леди Макбет. И это были минуты истинного счастья.
    Уже десять лет звезда кыргызского балета живет в Турции, преподает. Воспитывает юных артистов в балетном отделении при консерватории, которая, в свою очередь, также существует при одном из крупнейших университетов страны в Анкаре. Учеников своих любит, правда, на ее взгляд, теперешнее поколение, по сравнению с ними самими, — физически более слабое. Ему уже не по силам те нагрузки, которые ей самой казались просто каждодневной кропотливой работой, благодаря которой в итоге она и вышла на главную сцену страны.
    Руководство нашего театра в те далекие советские годы мыслило очень прогрессивно. Работать во Фрунзе приглашали талантливых людей со всего Союза. Балет “Макбет” композитора Кирилла Молчанова, постановку которого в силу ряда причин не получалось осуществить в Москве, увидел свет на сцене именно Кыргызского академического театра оперы и балета. Работал над ним и художник Большого театра Николай Золотарев (он же трудился над “Материнским полем”), а хореографом стал Уран Сарбагишев. В 1982 году появился балет “Томирис”. Его автор, узбекский композитор Мусаев, также долгое время ждал постановки своего творения на сцене Ташкентского театра, и случилось это во Фрунзе. С годами репертуар нашего храма искусств богател, труппа пополнялась все новыми и новыми талантливыми артистами, получившими образование в лучших вузах СССР. Пришла пора показать себя во всей красе. Московский триумф оказался закономерен.
    — Это было как взрыв шампанского, долго ждавшего, когда же его откроют, — говорит Айсулу Токомбаева. — Хочется, чтобы о днях расцвета нашего искусства помнили и простые люди, и руководители, от которых зависит судьба кыргызской культуры. Уже нет Чолпонбека Базарбаева, Булата Минжилкиева. И хотя многие из участников тех событий живы и здоровы, сейчас повторить тот успех невозможно.
    В сентябре прошлого года в рамках Дней Кыргызстана в России артисты Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева в составе делегации отечественных творцов вновь вышли на сцену Большого. В сентябре нынешнего коллектив нашего театра должен был гастролировать по Китаю. Везти собирались так называемую концертную программу. Но, увы, дата отъезда несколько раз переносилась, в итоге артисты так и остались дома. Жаль. Ведь поездки, гастроли, встречи со зрителями, новые впечатления, наконец, нужны творцам как воздух. Когда мы вновь отправимся в Москву с большими гастролями, предположить сложно.
    На днях любимый театр в очередной раз распахнул свои двери для кыргызстанцев. Первым балетом, который увидели зрители в новом сезоне, стал легендарный “Чолпон”.

Анастасия КАРЕЛИНА.
Фото Евгения ПЕТРИЙЧУКА и из архива Айсулу Токомбаевой.